itditpspb (itditpspb) wrote,
itditpspb
itditpspb

Измена Родины: "Филиппенко. Эйленкриг. Довлатов & Джаз" в ДК Горького

Довлатова знают все и почти все любят. С недавних пор его "карьера", кажется, переживает новый виток - он становится "обязательной программой". В том смысле, что Довлатова всячески ласкает государство, взять хотя бы недавний "Довлатовфест". Из-за дела Турчака-Кашина подготовка мероприятия оскандалилась, но к Сергею Донатовичу это отношения не имеет.

Что скажешь - писатель, удобный для канализации протестных позывов интеллигенции. Разумеется, к творчеству Довлатова никаких претензий нет, даже будь он жив (жаль, что это не так). Но логика ясна - вроде и нонконформизм, но не слишком уж привязанный к нашей современности, не слишком уж отчаянный. Рискуя навлечь гнев пушкинистов, назову его, короче говоря, советским Пушкиным. Недавно вышел фильм Говорухина ("Конец прекрасной эпохи"). Как бы и про выдающегося человека - но всё-таки и обычного, и живущего худо-бедно в своей нише.
Ну так возвращаясь к Довлатову - в шестидесятых-семидесятых этим любителем женщин и выпивки интересовались только друзья и кагэбешники. На правах современника, Александр Филлипенко начинает свое представление-монолог-творческий вечер с воспоминаний об этих временах.
.
Начинает со времен оттепели. О, духоподъемная оттепель. Труп "пахана" Сталина вынесли из Мавзолея. Гагарин. Джаз. Импровизация, как нечто ужасающее чиновников своей неподконтрольностью.
IMG_4093

Филиппенко читает стихи вдохновленных оттепелью поэтов: Солоухина (Все превращается в пепел. Бессмертен только огонь!),  Левитанского ( холопство кончается.
Кончается так, что земля под ногами качается.) и прочих шестидесятников, окрыленных неожиданной свободой. Свободу эту так долго ждали. Эренбург про заминку на открытии выставки Пикассо: "Мы ждали этого 35 лет, подождем еще немного". Эренбург, кстати и родил термин "оттепель" в одноименной повести. Довлатов в год этой выставки (1956) было 15 лет. Учился плохо, говорили что он витает в облаках.
В 1959-м Довлатов поступает на филфак ЛГУ (кафедра финского). Там он познакомился с Бродским и другими поэтами. Тогда он расписался с первой своей любовью - Асей Пекуровской. Через 2 с половиной года отчислен. После армии в этом же университете поступает на журналистику.

Хрущев разрешил солженицынского публикацию "Одного дня Ивана Денисовича" (1961). В 1962-м году Александр Филлипенко поступает в МФТИ, где вливается в команду КВН.
"Молодежные субботы" в Политехническом музее переполнены.  Постоянными спикерами были: Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина и тому подобные. Поэты были не просто так лирикой, они были голосом поколения, и таким голосом, который нигде больше не осмеливался прозвучать.
Эпизод с реальными чтениями вошел в шестидесятнический фильм Марлена Хуциева "Мне двадцать лет" (он же "Застава Ильича", 1964).

Все это, конечно, для нас сегодняшних выглядит наивненько. Чтоб вы понимали, о чем речь: Эренбург, отвечая на случайный вопрос про Пастернака, упрекнул "Литературную газету" в краткости некролога.  Через несколько дней директора вызвали в отдел пропаганды ЦК, где попрекали статьей из "Вашингтон пост" описавшей произошедшее. Пастернаку, напомню, оттепель не слишком помогла. Через пару лет травли, связанной с Нобелевской премией (1958), он умирает в Переделкине от рака легкого.
Не только поэты выступали. Формально это проходило как лекторий общества "Знание". Выступал, к примеру, Коломогоров, один из крупнейших советских математиков, столп теории вероятности. Вот однажды он решил дополнить мысль Энгельса о "жизни как существовании белковых тел". Не только, говорит, белковых, но еще и машин-компьютеров-роботов. И вот, директора снова на ковре терзают: это что же, вы утверждаете - марксизм устарел?
Смешно, конечно, но и этот по нынешним меркам детский сад решено было прикрыть. Оттепель кончалась.

"Мы — за смех! Но нам нужны Подобрее Щедрины и такие Гоголи, Чтобы нас не трогали."
IMG_4095

Бродского арестовали в 64-м. В 65-м ЦК КПСС издал закрытым тиражом "В круге первом" Солженицына и распространил среди номенклатуры, «для уличения автора»(!)
Довлатов, отслужив в лагерной охране вернулся на гражданку со стопкой рассказов.

Много кому не давали печататься, не давали говорить:
дороги, убитые горем,
довольно валяться в асфальте,
как волосы дыбом над городом,
вы встаньте.
Плач по двум нерожденным поэмам, А. А. Вознесенский
IMG_4098

"Танки едут по Праге, танки едут по правде". В 68-м, "пражской" весной Евтушенко написал эти строки. Довлатов в этом году развелся с первой женой. Филлипенко начинает играть в Театре на Таганке.
Дальнейшая биография Довлатова отлично известна всем поклонникам из его же произведений. Известно также и то, что печататься писателю не давали. В таллинской "эммиграции" (1972-75) трюк чуть было не прошел, но... тираж книги уничтожили по приказу КГБ. 75-м Филлипенко начинает 20-летнюю карьеру в театре Вахтангова. В 75-м Довлатов возвращается в Ленинград.

Несмотря на полный игнор, несмотря на отъезд жены и дочери Довлатов оставался в некотором роде патриотом - русского языка. Довлатова публикуют за рубежом - и это окончательно рушит его жалкие журналистские заработки и перспективы на родине. В 1978-м году он эммигрирует. После этого свет увидели двенадцать кинг Довлатова. После 12 лет в эммиграции, в 48 лет, сердце русского писателя остановилось.  В 1990-м он похоронен в армянской части еврейского кладбища в Нью-Йорке. До славы на родине он не дожил пару месяцев.

Александр Филиппенко в 1989-м "получает заслуженного артиста РСФСР".  В 2000-м году он ставит свой первый моноспектакль по произведениям Довлатова.

Билеты на "
Филиппенко. Эйленкриг. Довлатов & Джаз" ищите в kassateatra. Там же вы найдете и массу других "творческих вечеров" разного пошиба, в основном, ориентированных, конечно, на людей уже зрелого и почтенного возраста, равно как и почти весь репертуар, играемый в ДК Горького. Конкретно Довлатова, впрочем, рекомендую всем возрастам.

Величественный советский ампир фойе ДК также по-советски обгажен какими-то столиками, тумбочками, проводочками, панелечками.

IMG_4103

Громкоговоритель внутри передает, что снаружи мошенничают "парковщики", берущие деньги за якобы разрешенное для стоянки место. Впрочем, если не жаться к самому ДК, массу мест можно найти на прилежащих улицах, например, Ивана Черных. Удобно добираться и на метро - Нарвская в двух шагах.

Благодарю за приглашение spbblog в лице mikheevaksenia!

Другие впечатления от моноспектакля предлагаю поискать в блогах lipa_tequila, chellove4ishe, dymchataya, realhemul, solnceva_lolik, ivv4a, rickytrane, bonherisson, astafiev, danitta, 2dar, kak_feya,fotomanya, scholar5 и rossoshinskaya.
Tags: литература, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments