itditpspb (itditpspb) wrote,
itditpspb
itditpspb

Category:

Суда наши тяжкие: экскурсия по Онежскому судостроительному заводу

IMG_6049

Новая история Онежского судостроительного завода началась совсем недавно. Летом 2015 года предприятие стало работать на нового собственника: госмонополию "Росморпорт", управляющую, как понятно из названия, всеми отечественными портами. А до этого, в 2012-м, после двухлетней борьбы, компания была обанкрочена, только собственным рабочим задолжав десятки миллионов.

2.
IMG_5990

Оборудование банкрота чуть было не распродали на металлолом, но господдержка в лице "Росморпорта" пришла вовремя. Характерно, что работники, вновь пришедшие на завод до сих пор судятся с прежними владельцами. С 90х годов у компании и связанного с ней Беломорско-Онежского пароходства довольно непростая история - в статьях об этом периоде упоминаются иностранные капиталы, коррупция, рейдерский захват и даже убийство. Где-то фигурирует ленинградец и "карел" Нелидов, 2 года продержавшийся на посту губернатора Карелии, а недавно снятый за взятку со своего "почетного" места в Кижах. Ну, впрочем, это отдельная история. Вернемся к заводу, у которого, с новым владельцем, по всей видимости, наконец наступили хорошие времена.

Не буду особо демонстрировать свои скудные знания в судостроении, а просто предлагаю насладиться заводской и портовой романтикой.

3. Тематическая инсталляция у проходной
IMG_5997

Завод расположен на берегу Онежского озера, имеет таким образом выход к ВолгоБалту, Беломорканалу и российским морям - Балтийскому, Черному, Белому и т.д. С 2002 года здесь производились 108-метровые сухогрузы, дедвейтом (грузоподъемностью, грубо говоря) 5400 тонн. Средний автомобиль, напомню, весит тонну с небольшим, ну а по меркам сухогрузов это вполне себе мини-класс.

4. Вид в сторону Онежского озера
IMG_6024

5. Ничто человеческое не чуждо мастеру завода
IMG_6004

6. Изначально (с 1944) завод был только судоремонтный
IMG_6008

Полный цикл по строительству судов завод начал выполнять только в 2003 году. Мощности завода позволяют строить суда длиной до 140 метров и весом до 2300 тонн. Собственно, это ограничение слипа - судоподъемного сооружения, которое может вместить до четырех крупных судов.

7. Молодой специалист сверлит деталь
IMG_6013


8. Всюду мерещатся контуры кораблей
IMG_6014

9. Перерыв на рабочем месте
IMG_6017

10. Корпус будущего судна
IMG_6021

11. Некоторые плавсредства нашли на верфи, кажется, последний приют (и уже, таким образом, не плав)
IMG_6030

12. Раздельный сбор
IMG_6035

13. Козловые (ударение на Ы) краны КСК родом из Запорожья
IMG_6041

14. Слева - крытый эллинг (гигантский ангар то есть, этот же термин использовался для дирижаблей) справа - цех
IMG_6046

15. Слева - судно местного производства по проекту DCV33, разработанному в Одессе и оптимизированного для морского перемещения грузов вдоль берегов Евросоюза
IMG_6050

Один из подобных кораблей назван в память Дмитрия Варварина - "нетипичного" бизнесмена, убитого президента концерна "Орими", среди прочих активов и бывшего крупнейшего акционера Беломорско-Онежского пароходства. Вдова Дмитрия, Марина Варварина - хозяйка музея Эрарта.

16. Буксир-толкач (да, толкач) "Стальной", построенный в Петербурге, работает в основном на ВолгоБалте, предназначен для работы с баржами грузоподъемностью 4300т
IMG_6051

17. Цех
IMG_6052

Конечно, в свете курса на импортозамещение любое отечественное производство становится актуально. И сам завод надеется заместить импортные  детали и оборудование. Ну а пока используются немецкие двигатели MAN и технологии турецкой Damien Shipyards. Проектированием судов занимается нижегородское КБ Алексеева.

18. Лоцманский катер
IMG_6065

19. Здесь могла бы быть ваша реклама средств для похудания
IMG_6066

20. Бригадир
IMG_6078

С приходом РосМорПорта (уже влившего заказов на 2 миллиарда и 3 года) компания переориентировалась на строительство служебного флота, обслуживающего порты. Недавно поступили сведения о финском заказе на дноуглубительную (что тоже востребовано в портах) технику. Планируются к производству катеры и шаланды, 23 и 54 м длинной соответственно. Вы наверное не привыкли к тому, что катер бывает длиной с семиэтажный дом, ну и я тоже.

21.
IMG_6102

Предприятие испытывает кадровый голод, оно и понятно, специалистов немного, а после закрытия завода (перед этим был закрыт и другой местный судостроительный завод - "Авангард") количество профессионалов в городе стало уменьшаться. Но над кадровым вопросом работают, привлекают рабочих и специалистов из других городов, обеспечивают их общежитиями и прочими смягчающими переезд обстоятельствами. Планируется увеличить число сотрудников вдвое - до 750 человек.

22.
IMG_6109

23.
IMG_6110

24. Работа непростая, но и зарплаты, особенно для Петрозаводска, достойные
IMG_6118

25. Скоростной катамаран "Капитан Корсак"
IMG_6125

В 2005-м это судно начало было сообщение между Петербургом и финляндской Коткой (заявленное время пути - 4.5 часа). Финская сторона даже построила под это специальный терминал. Но, из-за плохой организации и маркетинга перспективный маршрут был быстро закрыт.

26. Как заправляют пароходы? Совсем не так, как поезда
IMG_6127

27. Рыболовецкое судно СРБ 42
IMG_6130


28. Пассажирское судно
IMG_6131

29. На заводе готовы к новому году
IMG_6133

30. Заводом больше 10 лет (с перерывом на закрытие) руководит Владимир Майзус. У Владимира Борисовича большой опыт в тяжелом машиностроении - занимался этим еще в Мариуполе, который по старинке называет Ждановым.
IMG_6136

30. У завода серьезные покровители (искуственная чайка в их число не входит)
IMG_6134

После выхода завода на полную мощность верфь будет выпускать до 10 судов ежегодно. Будем надеяться, что судьба завода наконец станет понятной и предсказуемой, и пожелаем ему счастливого плавания.

32. Чайки над палубой
IMG_6129

Посещение завода состоялось благодаря пресс-службе Ленинградской АЭС в лице Светланы Афанасьевой. Отдельная благодарность - nau_spb. Также рекомендую пост о визите на Петрозаводскмаш - завод, изготавливающий оборудование для "РосАтома".

Tags: Петрозаводск, водное, карелия, производство, фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments